Блог

Правило № 2. Учись правильно

Как эффективно учиться? Рассмотрим это на примере книг, хотя сам принцип отлично подходит и для семинаров, и для тренингов. Но мне больше нравятся книги. Как обычный книгоман читает книгу, особенно очень интересную? Я отлично знаю по себе. Когда мне попадается книга с вау‑эффектом, я обычно читаю, пока не прочитываю её всю в кратчайшие сроки. Состояние эйфории гонит вперёд, и его хочется поддерживать. Вот это да! Это так круто! Как же я раньше без этого жил?!

Так я читал книги раньше. Так делают многие. «И что же в этом плохого?» – спросите вы. Я раньше думал, что ничего плохого в этом нет. Пока однажды не нашёл у себя целую коробку со старыми книгами. Я с удивлением обнаружил, что читал эти книги лет пять назад, но о некоторых не могу сказать ничего. Я совершенно не помнил, о чём они. Суть других подсказывало название. Но я ничего не мог сказать о приёмах и техниках, описанных в этих книгах. Из особо запомнившихся книг я мог назвать всего одну‑две техники. Но это был абсолютный рекорд. Большинство из этих книг мне понравились. При прочтении я находил их содержание полезным, но в итоге почти всё забыл. Далее я повторил эксперимент с книгами на моей полке. Результат меня не обрадовал: с книгами, прочитанными чуть меньше года назад, было все то же самое. Учёба была, открытия были, знания были, практического результата не было.

Отложите книгу и проведите такой же эксперимент. Проверьте свои книги, прочитанные год назад и больше.

*Сколько вы помните о содержании книг?

*Сколько помните рабочих техник?

*Сколько из них вы применяете на практике?

Сделайте то же самое для марафонов, тренингов, вебинаров и семинаров. Если у вас возникла ситуация, когда обучение не оставляет следа, – метод правильного обучения вам поможет. В нём нет ничего принципиально нового. Вскользь об этом много где рассказывается, но почти нигде нет акцентов на этих принципах. И, как результат, чтение и обучение становятся развлекательными. Между тем читать практические книги, если они не приводят к результату, бесполезно. В этом случае они ничем не отличаются от художественной литературы. Метод эффективного чтения заключается в обретении навыка. Суть его проста.

Сразу применяйте полученные знания на практике.

Вы читаете какую‑то практическую книгу. Нашли полезную для себя информацию. То, что можно применить прямо сейчас. Это может быть упражнение, метод, техника. Сразу же прекратите чтение и переходите к практике. Вы не читаете книгу дальше до тех пор, пока не примените на практике этот метод столько раз, пока техника не закрепится в вашем подсознании. Это очень важный момент. Вы прочитали полезную для себя информацию. Ваш мозг в восторге от новых открытий. Не перегружайте его, пока новая информация прочно не отложилась в новых нейронных связях. Пока они достаточно не окрепли, не загружайте мозг. Потому что новая информация сотрёт только что возникшие нейронные связи. Знания и навыки как мышцы. Их надо тренировать. Укреплять нейронные связи в мозге. Чем чаще человек обращается к какой‑то информации или умению, тем сильнее становятся эти нейронные связи и тем лучше информация удерживается в памяти, навык легче и чаще применяется.

Вот и всё, что вам потребуется. Если хотите получить эффект от того, что изучили, – сфокусируйтесь только на этом. Учите до тех пор, пока ваш мозг не начнёт считать новые знания чем‑то привычным и само собой разумеющимся. До тех пор, пока у вас не испарится чувство новизны и не исчезнет вау‑эффект. До тех пор, пока новые знания и навыки не войдут прочно в вашу структуру личности. После этого можно читать книгу дальше. По моему опыту, изучение новой техники занимает в среднем три‑семь дней. Это именно тот срок, когда мозг привыкает использовать новую технику. Для некоторых техник срок может быть и больше. Пара недель или даже месяц – не предел, всё зависит от сложности и новизны техники. В зависимости от тематики я беру в работу от одного упражнения или техники до целой главы. Если есть несколько похожих упражнений, то можно выполнять их одновременно. Больше трёх упражнений лучше не брать. Большое количество упражнений расфокусирует внимание и потребует много сил только для контроля «сделал/не сделал». Это эмоционально утомляет. Если вы понимаете, что недостаточно сосредоточены, уменьшайте количество упражнений. Лучше часть упражнений сделать позже, и сделать их хорошо, чем всё сразу и плохо.

Такой темп изучения может огорчать. Я сам бываю разочарован от необходимости ждать. Но что лучше: две хорошие книги в год с усвоенными навыками и изменениями в жизни или пара десятков книг с пользой на уровне утренней газеты?

Саморазвитие должно быть ориентировано на изменения, без практических навыков это всего лишь повышение эрудиции. Хорошая новость в том, что медленным обучение будет только для совершенно новых для вас тематик и упражнений. В дальнейшем вы обнаружите, что многие техники разных авторов очень похожи. И по сути, большая часть практических книг – это обсасывание одной кости с разных сторон. И ваша скорость прочтения книг и усвоения навыков увеличится.

Тот же самый принцип можно применять ко всем получаемым знаниям. Даже к художественной литературе. Вы прочли момент, который задел вас. Переживите его, обдумайте, обсудите с кем‑нибудь. И только после этого читайте дальше. Попробуйте, и вы поймёте, что так читать книги гораздо интереснее. Вы не просто считываете информацию, вы её буквально переживаете, у вас развивается эмпатия, вы вдруг начинаете рассматривать ситуацию в произведении под разными углами, у вас есть время, чтобы обдумать происходящее. В итоге чтение становится гораздо более увлекательным.

Для обучающей литературы такой принцип ещё более важен. Бывают ситуации, когда учиться надо быстро и много. Это другое. Сейчас речь идёт о долговременном запоминании и встраивании в свою картину мира важной для вас информации. Если вы читаете полезную информацию, останавливайтесь каждый раз, когда ваш мозг говорит: «Вау!». Переживите этот момент. Не читайте дальше до тех пор, пока эта информация не укрепилась у вас в голове. Вы буквально почувствуете, когда можно будет читать дальше. Это тот момент, когда новая информация не станет стирать старую, а лишь дополнит её. Обычно такой момент можно охарактеризовать «чистым и свободным» разумом. Если в голове ещё не улёгся вау‑эффект от прошлой информации и она будоражит ваш ум, то изучать что‑то новое рано.

Во время изучения важной информации держите голову чистой. Меньше информационного шума. Полностью сосредоточьтесь в этот момент на новых знаниях и навыках. Думайте о них, обсуждайте, применяйте. Одновременно можно изучать только одну тему с вау‑эффектом. Если вы читаете или изучаете ещё что‑то, то это должна быть какая‑то лёгкая или уже хорошо знакомая вам тема. Та, что не взволнует вас, не приведёт к вау‑эффекту. Для развлекательного чтения это та книга, что проскользнёт, как лёгкий бриз, мимо вас, создаст фон и не вызовет сильных эмоций. Для обучающего чтения важно, чтобы тема была для вас знакома. Тогда новые знания и навыки дополнят уже существующие. Они не будут конфликтовать с новой темой. Ещё раз: никаких двух тем с вау‑эффектом и требующих всего вашего внимания. Всё внимание на одну тему.

Никаких «одновременно», должна быть только одна тема с вау‑эффектом.

Продвинутые методики.

Для тех, кто хочет ещё больше развить навык запоминания, я рекомендую два простых действия. Ведите конспект прочитанных книг и читайте с напарником. Конспект помогает вам ещё раз обдумать прочитанное. Старайтесь сделать его максимально кратким, но в то же время указывающим на все важные моменты. Конспект поможет вам через некоторое время вспомнить все самые важные моменты книги, не перечитывая её. Подробные записи и свои размышления можно при желании делать в дневнике прочитанного. Там вы можете подробно порассуждать о том, что вас заинтересовало или задело. Дневник также будет очень хорошим помощником, если у вас есть напарник для чтения.

Найдите себе напарника для чтения или даже нескольких людей. Читайте главу книги и обсуждайте. Вы удивитесь, насколько разные акценты можно сделать при чтении и обсуждении одной и той же главы. Обсуждение даст вам новые точки зрения. В процессе обсуждения можно далеко уйти от первоначальной темы. Вы узнаете много нового и прекрасно проведёте время. Обсуждение – это один из лучших способов хорошо запомнить прочитанное. Вы думаете о прочитанном, вы говорите о прочитанном, вы слушаете о прочитанном. Ваши нейронные связи становятся крепче. Вы запоминаете.

Применяйте полученные знания сразу на практике. Ведите конспекты и обсуждайте прочитанное.

Почему это работает?

* Вы фокусируетесь на одной важной задаче в данный момент.

* Вы укрепляете новые нейронные связи.

Что это даёт?

+ Вы эффективно обучаетесь.

+ Ваше обучение даёт результат.

Отрывок из книги «Простые правила» 21 техника саморазвития

Оставить комментарий